Ad Scriptum. Улица Руднева, на остановке — грязноватый автобус с рекламой ЖК «Новый Лесснер» на борту. «Новый Лесснер»... Перебираю в памяти названия. Ну, конечно! И «Старый Лесснер»! Было дело. Рассказываю.
ЗАПИСКА СТО ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ: о заводах, первых автомобилях и пользе рекламы на транспорте.
В 1853 году на Выборгской набережной открывается цех первой мануфактуры Лесснера. Изначально Густав Лесснер, основатель и владелец завода, переехавший в Петербург из родного Дрездена, производил типографские станки. Постепенно производство расширялось, продукция «Заведения типографских принадлежностей» становилась всё разнообразнее (к ней добавились кузнечные горны и компоненты плавильных печей) и, в итоге, мануфактура Лесснера, славившаяся качеством и строгим отношением к срокам сдачи проектов, переходит на госзаказы, работая вплотную с военными ведомствами Российской империи.
Лесснер производил паровые двигатели, в том числе для судов, узлы и компоненты для разного рода вооружения, а также мины и так называемые «самоходные мины» — первые торпеды отечественного производства. Существовавших мощностей уже не хватало, и на Сампсониевском проспекте появляется новый производственный комплекс, занимавший целый квартал, — тот самый «Новый Лесснер». Интересно, что «Википедия» в этом вопросе вводит читателя в заблуждение: по её версии, на Сампсониевском находился «Старый Лесснер», а цеха на набережной Большой Невки появились значительно позже.
В 1890-е годы заводы Лесснера освоили производство практически всех типов паровых машин, гидравлических ковальных установок, подъёмных кранов, насосов, паровых молотов, водотурбинных котлов и прессов. Около 1900 года начался выпуск газогенераторов и двигателей для автомобилей.
В декабре 1901 года внук основателя фирмы — Артур Лесснер — подписал договор с немецкой компанией «Даймлер» (той самой, что в 1926 преобразуется в Daimler-Benz AG и начнёт выпуск знаменитых «Mercedes-Benz»). Ещё в 1890-х Лесснер занимался разработкой и производством стационарных двигателей разного типа, в том числе двигателей внутреннего сгорания. Однако существующих мощностей и опыта явно не хватало, потому Артур Лесснер и обратился к немцам: те предоставили необходимый персонал, планы, чертежи разработок и соответствующие патенты. Также Лесснер получил эксклюзивное право на продажу двигателей Daimler на всей территории империи.
В итоге бывшие фабрики по производству типографских принадлежностей, помимо многочисленных заказов от Морского ведомства, занимались легковыми автомобилями, грузовыми (фургоны и бортовые) и почтовыми развозными машинами «Лесснер. Тип 1». Особой гордостью компании были пожарные автомобили: построенные на основе шасси и моторов Daimler они брали «на борт» до 14 пожарных, багры, лестницы и пожарный рукав. Следующая версия также получила цистерну для воды и паровой насос.
С 1907 года «Лесснер» переключается на производство автомобилей без использования готовых немецких агрегатов и шасси. В этом же году на Первой международной специализированной выставке завод Лесснера получает медаль «За установление автомобильного производства в России». Однако в уже 1909 году Daimler расторгает договор с предпринимателем. Основная причина — нерентабельность производства и крайне низкий объём продаж. Судя по всему, «Лесснер» предвидел такой ход событий, постепенно вновь переключаясь на крупные заказы Морского ведомства. Объём работ был таков, что в 1915 производство было объединено с концерном «Нобель», который специализировался, в том числе, на судовых дизельных двигателях.
Результатом объединения стало открытие ещё одного завода в Ревеле (Таллине), где в 1913 году было налажено производство подводных лодок. До 1917 «Ноблесснер» спустил на воду двенадцать субмарин, после чего цеха были переориентированы на строительство и ремонт надводных судов. После революции предприятия были национализированы: так «Новый Лесснер» стал Государственным механическим заводом им. Карла Маркса.
Сейчас от производственного квартала на Сампсониевском проспекте остался, по большому счёту, лишь старый кузнечный цех, построенный уже после революции в 1928 году (в 2019 включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения). Несколько зданий, принадлежавших некогда «Старому Лесснеру», стоят на Пироговской набережной (бывшей некогда частью Выборгской) до сих пор.
P.S. А упомянутый в самом начале Записки ЖК носит название «Новый Лесснер» ровно потому, что возводится он аккурат на территориях, «расчищенных» от останков некогда знаменитого предприятия.